Немного о себе.

Родился я 8 марта 1951г. в Днепропетровске. Когда я был в младших классах мне как-то подарили на день рождения детекторный приемник, сделанный в спичечном коробке. Ну и, конечно, было страшно интересно, - а что там внутри. А внутри деталей оказалось немного, но это работало! После долгих сомнений - разбирать или нет было, конечно, решено - разобрать. И, что мне показалось чудом, что после обратной сборки он тоже работал! Потом было еще несколько увлечений. Поступил в музыкальную школу на класс фортепиано. Но отборочная комиссия, решила, глянув на мои пальцы, принять на класс скрипки. Какое-то время походил, но решил, что это - не мое. В общем как-то родители устроили меня на класс ф-но. А потом мы переехали в Херсон, в году так 62. Ну, как известно, Херсон - портовый город, и я увлекся судомоделизмом. Причем мне нравились парусные суда. В порту иногда стоял парусник "Товарищ" - учебное судно Херсонского мореходного училища. Зрелище было впечатляющее!

Потом, где-то в 8-9 классе ко мне опять вернулось увлечение радио. Один товарищ предложил мне сделать вместе с ним магнитофон, и я опять загорелся. Начал искать различную литературу, чтоб хоть понять что к чему. Ну в общем это наше совместное дело благополучно заглохло, но интерес остался. А надо сказать, что магнитофон тогда был мечтой молодежи, особенно переносной маг. В магазинах хоть и продавались магнитофоны, но купить могли немногие, по причине большой стоимости. Самый доступный был "Айдас", он стоил тогда 100 рублей, а зарплаты у большинства были в пределах 60-100 рублей. Появилась еще магнитофонная приставка "Нота" (стоила 70 руб.), но тогда приставки не были в почете. Хотелось бы с динамиком. И магнитную ленту купить нельзя было так просто. Это надо было совершать регулярные рейды по радиомагазинам, в надежде попасть на ее продажу. Причем разметалась она довольно быстро, за 2-3 часа.

Все-таки, какое-то время спустя, я сделал свой первый магнитофон. В радиомагазинах продавались некоторые узлы от магнитофонов. ЛПМ был сделан на куске 3мм фанеры, вмещал 100 метров ленты (это где-то 15 минут на 9,5см/сек). Перемотка - только вперед, когда отводился вручную прижимной ролик. Но зато это все работало, как мне казалось, неплохо. Но сильно доставал фон переменного тока. Тогда лампы были в самом расцвете. Поскольку усилитель воспроизведения довольно чувствительная штука, а накал питался переменным током, да еще наводка была на головку от двигателя и трансформатора - то станет понятно, почему фон был главной проблемой в магнитофонах.

В те времена еще было увлечение - выход в эфир с самодельных приставок, работающих в коротковолновом участке вещательного диапазона СВ, в районе 160м. Народ называл их "любителями", а правительство - "радиохулиганами", и, естественно, боролось с ним. В случае нахождения такого "любителя" машиной с пеленгатором в квартиру входили "органы" и конфисковывали абсолютно всю радиоаппаратуру. Несмотря на это желающих выйти в эфир было немало. Ну и я не остался в стороне. Приставка подключалась через переходник на выходную лампу радиолы, радиоприемника, обычно 6П3С или 6П6С (хотя были и с 6П14П). Модуляция, соответственно, была анодная. Естественно мощность такой приставки была 1-3Вт, так как запаса мощности блока питания приемника не хватало. Но тем не менее, и такое работало, и неплохо.

В общем нужен был хороший модулятор, желательно двухтактный. Ну а модулятор, как известно, - тот же УНЧ. Вот однажды в поисках литературы по УНЧ мне попалась в руки книга Р. Свореня "Усилители и радиоузлы". Я подумал - вот это то, что мне надо! После неоднократного прочтения этой книги мои мировоззрения резко поменялись. В книге просто, доходчиво, иногда с юмором описывались принципы звукотехники - динамики, колонки, различные усилители. Из этой книги я впервые узнал, что такое Hi-Fi и понял, что это именно то, что мне надо. С тех пор я и стал заниматься звукотехникой. Не оставлял и магнитную запись, - она надолго стала моей любимой темой, практически до ее заката в бытовых устройствах.

За это время я уже закончил и музыкальную и обычную школу. Попытался некоторое время проучиться в педагогическом институте (выбора ВУЗов в Херсоне практически не было). После отчисления с первого курса я попал в ряды Советской Армии. Причем мне дико повезло - послали служить в Харьков, военное училище МВД в роту обеспечения. Там мне еще раз повезло - попал писарем в штаб. Так что служба особо не напрягала. На службе я частенько наведывался к связистам, где можно было почитать журнал "Радио". После армии устроился работать на междугородную телефонную станцию. Вот, где мне пригодилось знакомство со связистами. Завел знакомство с местными музыкантами, играющих на танцплощадках. Иногда немного "подхалтуривал" ремонтируя им аппаратуру, а иногда удавалось и на клавишных поиграть (если штатному клавишнику нужно было куда-то, что-то).

В это же время и сделал свой первый Hi-Fi усилитель, на лампах, естественно (4х6П3С), и сделал пару колонок на 2х4ГД28 - доступными тогда. По тем временам это было очень даже на высоте. В это же время сделал так же свой первый стереомагнитофон. Надо сказать, что в те времена (71-72гг.) были уже у некоторых стереорадиолы "Эстония-4" (на лампах, но с пьезоголовкой в ЭПУ). Вот когда я услышал настоящий звук! Звучало, что надо! Хоть Херсон и небольшой город, но с музыкальной жизнью в нем было все нормально - портовый город! Зарубежный "винил" и "шмотки" привозили моряки загранплавания. Были так же и импортные магнитофоны - по тем временам очень престижным было иметь такой. Но купить их могли еще меньшее количество людей. Единственный стереомагнитофон, производившийся в то время была "Яуза-10" (ламповая) и стоила аж 360 рублей - немерянные бабки по тем временам. "Юпитер 201" и "Маяк" тогда только разрабатывались.

Но здесь нашей семье пришлось переехать в Донецк. Дело в том, что отец у меня был филолог по специальности, а вакансий в Херсоне просто не было, да там еще какие-то непонятки произошли на его работе в пединституте.

Здесь мне еще раз повезло. Когда я служил в армии, следующий за нашим был призыв из Донецка. Надо было еще сказать, что "дедовщины" у нас почти не было. Скажем так - некоторые элементы. Так что после переезда у меня было в Донецке множество знакомых по службе в армии.

В Донецке я некоторое время так же поработал на междугородке, а потом поступил лаборантом в Донецкий политехнический институт (ДПИ) на кафедру горной автоматики. Потом поступил на вечернее отделение по аналогичной специальности. Уволился из ДПИ и поступил на работу в физико-технический институт, в отдел, который работал со сверхпроводниками. Для научной работы нужны были всякие приборы, аппараты, причем очень многие изготавливались своими силами. Ну вот мне приходилось делать и ремонтировать такие приборы. Примерно в это время занялся изучением различной измерительной аппаратуры, так как без нее в радиолюбительстве – никуда.

После 2 курсов обучения в ДПИ я понял, что меня дальнейшая перспектива не устраивает, и перевелся на специальность АСУ (Автоматизированные системы управления). Автоматически появилось несколько "хвостов", которые я предполагал, что как-нибудь сдам. Однако времени на учебу было очень мало, а о личной жизни можно было вообще забыть. В общем после 3го курса я ушел из ДПИ. Во время учебы в ДПИ я даже как-то раз сдавал экзамен с помощью радиостанции. "Операция Ы" была жалкой пародией. Почитать об этом можно здесь.

Надо сказать, что некоторое время назад я продал свой стереокомлекс и раскрутил родителей на бабки, и купил "Юпитер 201". Здесь тоже не обошлось без приключений. Дело в том, что в аппарате, который я купил, не работал один канал. Поэтому и купил, так как работающие аппараты в магазинах не задерживались, несмотря на солидную цену - 500 руб., с колонками 10МАС-1. Ну думаю, отремонтирую - и будет мне счастье. Как бы не так. После прошедшей эйфории стало понятно, что если электронная часть работала более-менее нормально, то о лентопротяжке такого сказать нельзя было. Так как магнитные ленты оставляли желать лучшего, то нужен был, как воздух, сквозной канал, а его в “Юпитере” не было. Через некоторое время возникла мысль - поменять ЛПМ. Здесь начался уже новый этап моего магнитофоностроения. Так менять было не на что, кроме ЛПМ своего изготовления, началась разработка своего ЛПМ, естественно 3х моторного. Ну и заодно, раз пошло такое дело, - обустройству сквозного канала, который имел в то время только "Ростов 101". Надо было сказать, что ЛПМ у него не намного лучше был юпитерского - некоторые мелкие фишки. После некоторых вполне удачных вариантов я уже решил собрать полностью свой магнитофон. В это же время появляется моя первая публикация в журнале “Радио” (№12, 79г., скачать) – “Электронный переключатель скоростей”, которая стала лучшей публикацией года в этой категории.

В это время я перешел работать на телецентр, где впервые столкнулся с профессиональной аппаратурой, и понял, что все, что продается - вообще никуда не годится. Имеется ввиду аппараты производства СССР. В это время в комиссионках уже продаются импортные аппараты, но цены… В общем ходил, как на выставку смотреть. Вот это уже звучало по-настоящему.

Мне удалось сделать такой компактный стереомаг, 3х моторный, естественно, габаритами даже меньше популярного тогда "Маяка 201". Он уже имел 3 скорости (9, 19, 38), стробоскоп, сквозной канал, пиковые ИУ. Качество звучания было вполне на высоте, но слушать приходилось на 10МАС1. И в это время появляется статья Сырицо в журнале "Радио" (79г), что, оказывается, можно и на таких динамиках получить качество, практически, как у 35АС, которую в те времена надо было "доставать", так как в продаже ее просто не было. Да, действительно, звучало очень здорово.

К этому времени я уже сделал несколько (штуки 3 - точно) магнитофона, которые не стыдно было сравнить по звучанию с очень популярной в то время фирмой "Akai". Ну с дизайном была некоторая напряженка. Потом один товарищ, который учился в Москве заочно, рассказал, что в Химках есть комбинат, который делает переводные шрифты. Это помогло заметно поднять уровень дизайна. Одна беда - шрифты можно было легко сковырнуть ногтями… Но это обстоятельство научило меня очень бережно обращаться с любыми аппаратами.

Так как опыт уже накопился серьезный, то было решено сделать супермагнитофон, который вы можете увидеть здесь.

Продолжение следует…



Мои разработки и статьи
Документация, литература
Реальные случаи, порой забавные
Фотографии
Supertape
Crossover
Soft & links

Напишите мне

 

Hosted by uCoz