Немного о себе.
Родился я 8 марта
1951г. в Днепропетровске. Когда я был в младших классах мне как-то подарили на
день рождения детекторный приемник, сделанный в спичечном коробке. Ну и,
конечно, было страшно интересно, - а что там внутри. А внутри деталей оказалось
немного, но это работало! После долгих сомнений - разбирать или нет было,
конечно, решено - разобрать. И, что мне показалось чудом, что после обратной
сборки он тоже работал! Потом было еще несколько увлечений. Поступил в
музыкальную школу на класс фортепиано. Но отборочная комиссия, решила, глянув
на мои пальцы, принять на класс скрипки. Какое-то время походил, но решил, что
это - не мое. В общем как-то родители устроили меня на класс ф-но. А потом мы переехали в Херсон, в году так 62. Ну, как
известно, Херсон - портовый город, и я увлекся судомоделизмом. Причем мне
нравились парусные суда. В порту иногда стоял парусник "Товарищ" -
учебное судно Херсонского мореходного училища. Зрелище было впечатляющее!
Потом, где-то в
8-9 классе ко мне опять вернулось увлечение радио. Один товарищ предложил мне
сделать вместе с ним магнитофон, и я опять загорелся. Начал искать различную
литературу, чтоб хоть понять что к чему. Ну в общем это наше совместное дело
благополучно заглохло, но интерес остался. А надо сказать, что магнитофон тогда
был мечтой молодежи, особенно переносной маг. В магазинах хоть и продавались
магнитофоны, но купить могли немногие, по причине большой стоимости. Самый
доступный был "Айдас", он стоил тогда 100
рублей, а зарплаты у большинства были в пределах 60-100 рублей. Появилась еще
магнитофонная приставка "Нота" (стоила 70 руб.), но тогда приставки
не были в почете. Хотелось бы с динамиком. И магнитную ленту купить нельзя было
так просто. Это надо было совершать регулярные рейды по радиомагазинам, в
надежде попасть на ее продажу. Причем разметалась она довольно быстро, за 2-3
часа.
Все-таки,
какое-то время спустя, я сделал свой первый магнитофон. В радиомагазинах
продавались некоторые узлы от магнитофонов. ЛПМ был сделан на куске 3мм фанеры,
вмещал 100 метров ленты (это где-то 15 минут на 9,5см/сек). Перемотка - только
вперед, когда отводился вручную прижимной ролик. Но зато это все работало, как
мне казалось, неплохо. Но сильно доставал фон переменного тока. Тогда лампы
были в самом расцвете. Поскольку усилитель воспроизведения довольно
чувствительная штука, а накал питался переменным током, да еще наводка была на
головку от двигателя и трансформатора - то станет понятно, почему фон был
главной проблемой в магнитофонах.
В те времена еще
было увлечение - выход в эфир с самодельных приставок, работающих в
коротковолновом участке вещательного диапазона СВ, в районе 160м. Народ называл
их "любителями", а правительство - "радиохулиганами", и,
естественно, боролось с ним. В случае нахождения такого "любителя"
машиной с пеленгатором в квартиру входили "органы" и конфисковывали абсолютно всю радиоаппаратуру. Несмотря на
это желающих выйти в эфир было немало. Ну и я не остался в стороне. Приставка
подключалась через переходник на выходную лампу радиолы, радиоприемника, обычно
6П3С или 6П6С (хотя были и с 6П14П). Модуляция, соответственно, была анодная.
Естественно мощность такой приставки была 1-3Вт, так как запаса мощности блока
питания приемника не хватало. Но тем не менее, и такое работало, и неплохо.
В общем нужен был
хороший модулятор, желательно двухтактный. Ну а модулятор, как известно, - тот
же УНЧ. Вот однажды в поисках литературы по УНЧ мне попалась в руки книга Р. Свореня "Усилители и радиоузлы". Я подумал - вот
это то, что мне надо! После неоднократного прочтения этой книги мои
мировоззрения резко поменялись. В книге просто, доходчиво, иногда с юмором
описывались принципы звукотехники - динамики,
колонки, различные усилители. Из этой книги я впервые узнал, что такое Hi-Fi и понял, что это именно то, что мне надо. С тех пор я
и стал заниматься звукотехникой. Не оставлял и
магнитную запись, - она надолго стала моей любимой темой, практически до ее
заката в бытовых устройствах.
За это время я
уже закончил и музыкальную и обычную школу. Попытался некоторое время
проучиться в педагогическом институте (выбора ВУЗов в Херсоне практически не
было). После отчисления с первого курса я попал в ряды Советской Армии. Причем
мне дико повезло - послали служить в Харьков, военное училище МВД в роту
обеспечения. Там мне еще раз повезло - попал писарем в штаб. Так что служба
особо не напрягала. На службе я частенько наведывался к связистам, где можно
было почитать журнал "Радио". После армии устроился работать на
междугородную телефонную станцию. Вот, где мне пригодилось знакомство со
связистами. Завел знакомство с местными музыкантами, играющих на танцплощадках.
Иногда немного "подхалтуривал" ремонтируя
им аппаратуру, а иногда удавалось и на клавишных поиграть (если штатному клавишнику нужно было куда-то, что-то).
В это же время и
сделал свой первый Hi-Fi усилитель, на лампах,
естественно (4х6П3С), и сделал пару колонок на 2х4ГД28 - доступными тогда. По
тем временам это было очень даже на высоте. В это же время сделал так же свой
первый стереомагнитофон. Надо сказать, что в те времена (71-72гг.) были уже у
некоторых стереорадиолы "Эстония-4" (на лампах, но с пьезоголовкой в ЭПУ). Вот когда я услышал настоящий звук!
Звучало, что надо! Хоть Херсон и небольшой город, но с музыкальной жизнью в нем
было все нормально - портовый город! Зарубежный "винил" и
"шмотки" привозили моряки загранплавания.
Были так же и импортные магнитофоны - по тем временам очень престижным было
иметь такой. Но купить их могли еще меньшее количество людей. Единственный
стереомагнитофон, производившийся в то время была "Яуза-10"
(ламповая) и стоила аж 360 рублей - немерянные бабки
по тем временам. "Юпитер 201" и "Маяк" тогда только
разрабатывались.
Но здесь нашей
семье пришлось переехать в Донецк. Дело в том, что отец у меня был филолог по
специальности, а вакансий в Херсоне просто не было, да там еще какие-то непонятки произошли на его работе в пединституте.
Здесь мне еще раз
повезло. Когда я служил в армии, следующий за нашим был призыв из Донецка. Надо
было еще сказать, что "дедовщины" у нас почти не было. Скажем так -
некоторые элементы. Так что после переезда у меня было в Донецке множество
знакомых по службе в армии.
В Донецке я
некоторое время так же поработал на междугородке, а потом поступил лаборантом в
Донецкий политехнический институт (ДПИ) на кафедру горной автоматики. Потом
поступил на вечернее отделение по аналогичной специальности. Уволился из ДПИ и
поступил на работу в физико-технический институт, в отдел, который работал со
сверхпроводниками. Для научной работы нужны были всякие приборы, аппараты,
причем очень многие изготавливались своими силами. Ну вот мне приходилось
делать и ремонтировать такие приборы. Примерно в это время занялся изучением
различной измерительной аппаратуры, так как без нее в радиолюбительстве –
никуда.
После 2 курсов
обучения в ДПИ я понял, что меня дальнейшая перспектива не устраивает, и
перевелся на специальность АСУ (Автоматизированные системы управления).
Автоматически появилось несколько "хвостов", которые я предполагал,
что как-нибудь сдам. Однако времени на учебу было очень мало, а о личной жизни
можно было вообще забыть. В общем после 3го курса я ушел из ДПИ. Во время учебы
в ДПИ я даже как-то раз сдавал экзамен с помощью радиостанции. "Операция
Ы" была жалкой пародией. Почитать об этом можно здесь.
Надо сказать, что
некоторое время назад я продал свой стереокомлекс и
раскрутил родителей на бабки, и купил "Юпитер 201". Здесь тоже не
обошлось без приключений. Дело в том, что в аппарате, который я купил, не
работал один канал. Поэтому и купил, так как работающие аппараты в магазинах не
задерживались, несмотря на солидную цену - 500 руб., с колонками 10МАС-1. Ну
думаю, отремонтирую - и будет мне счастье. Как бы не так. После прошедшей
эйфории стало понятно, что если электронная часть работала более-менее
нормально, то о лентопротяжке такого сказать нельзя было. Так как магнитные
ленты оставляли желать лучшего, то нужен был, как воздух, сквозной канал, а его
в “Юпитере” не было. Через некоторое время возникла мысль - поменять ЛПМ. Здесь
начался уже новый этап моего магнитофоностроения. Так
менять было не на что, кроме ЛПМ своего изготовления, началась разработка
своего ЛПМ, естественно 3х моторного. Ну и заодно, раз пошло такое дело, -
обустройству сквозного канала, который имел в то время только "Ростов
101". Надо было сказать, что ЛПМ у него не намного лучше был юпитерского - некоторые мелкие фишки. После некоторых
вполне удачных вариантов я уже решил собрать полностью свой магнитофон. В это
же время появляется моя первая публикация в журнале “Радио” (№12, 79г., скачать) – “Электронный переключатель
скоростей”, которая стала лучшей публикацией года в этой категории.
В это время я перешел
работать на телецентр, где впервые столкнулся с профессиональной аппаратурой, и
понял, что все, что продается - вообще никуда не годится. Имеется ввиду
аппараты производства СССР. В это время в комиссионках уже продаются импортные
аппараты, но цены… В общем ходил, как на выставку смотреть. Вот это уже звучало
по-настоящему.
Мне удалось
сделать такой компактный стереомаг, 3х моторный,
естественно, габаритами даже меньше популярного тогда "Маяка 201". Он
уже имел 3 скорости (9, 19, 38), стробоскоп, сквозной канал, пиковые ИУ.
Качество звучания было вполне на высоте, но слушать приходилось на 10МАС1. И в
это время появляется статья Сырицо в журнале "Радио" (79г), что,
оказывается, можно и на таких динамиках получить качество, практически, как у
35АС, которую в те времена надо было "доставать", так как в продаже
ее просто не было. Да, действительно, звучало очень здорово.
К этому времени я
уже сделал несколько (штуки 3 - точно) магнитофона, которые не стыдно было
сравнить по звучанию с очень популярной в то время фирмой "Akai". Ну с дизайном была некоторая напряженка. Потом один товарищ, который учился в Москве
заочно, рассказал, что в Химках есть комбинат,
который делает переводные шрифты. Это помогло заметно поднять уровень дизайна.
Одна беда - шрифты можно было легко сковырнуть ногтями… Но это обстоятельство
научило меня очень бережно обращаться с любыми аппаратами.
Так как опыт уже
накопился серьезный, то было решено сделать супермагнитофон,
который вы можете увидеть здесь.
Мои разработки и статьи
Документация, литература
Реальные случаи, порой забавные
Фотографии
Supertape
Crossover
Soft & links