Обо мне, продолжение.

Итак, продолжаем. В общем период катушечного магнитофоностроения на этом закончился. Начался период изготовления остального звукового оборудования. Была мечта сделать такую стойку с аппаратурой.

Потом я уволился с телецентра по причине низкой зарплаты. Меня не хотели отпускать, но и предложить такие деньги, как на будущей работе не могли. Перешел работать в Донецкое наладочное управление на участок шахтного электропривода. На нем я занимался изготовлением различной аппаратуры для шахтных подъемов. Был так же электромеханический участок, где изготавливались корпуса и прочие детали для аппаратуры, печатные платы. А вот начинку приходилось собирать вручную - набирать платы, делать монтаж, мотать трансформаторы и собирать это все вместе. Ну такое мелкосерийное производство.

Когда я работал на телецентре - с радиодеталями была напряженка, почти все приходилось покупать на рынке. Но зато был токарный и сверлильный станок. А в наладке с деталями было существенно лучше, так что можно было кое-что пустить и на личные нужды. Достаточно много своих аппаратов я собрал, работая в наладке. Но токарного станка не было. А, надо сказать, что у меня уже был первый кассетник с лентотягой от "Электроники" и вполне достойным дизайном. Ну вот я его обменял на настольный токарный станок, который был сделан другим умельцем, вернее переделан из станка для проверки биений. Вот на нем уже можно было кое-что по мелочам выточить, - ручки управления, например. Впоследствии маг, на который я сменял станок, довольно быстро украли у его нового владельца - посчитали за импортный. Надписи были на английском. И даже пытались сдать в комиссионку.

В это время появляются в продаже динамики от 35АС, ну и, конечно, я загорелся сделать нормальную акустику. Продавались НЧ и СЧ динамики, а ВЧ были только в "Юном технике" - в основном все сгоревшие. В общем выбрал 2 наиболее хороших на вид, перемотал. И нормально работало. Где-то раздобыл ДСП (тоже напряженка была) на одну колонку, и начал делать. А позже и на вторую ДСП нашлось. Когда сама коробка была готова и установлены динамики - подошла очередь заняться разделительными фильтрами, ну а схема, конечно, от 35АС, только немного упрощенная. Когда я повозился только с каналами НЧ-СЧ, то понял, что пассивные фильтра никуда не годятся для качественного звука. Начались раздумья - а не сделать ли активную трехполоску? После изучения большого объема литературы мне стало понятно, что игра стоит свеч. С тех пор я являюсь поклонником активных АС, и ничто и никто не убедит меня в обратном. Можно долго обсуждать достоинства тех или иных АС и усилителей, базируясь на информации из различных журналов, но совсем другое - когда все прочувствуешь сам все нюансы при изготовлении активной АС и аппаратуры. Результат около 20-летнего использования такой АС - статья в журнале "Радиохобби", которую уже отправлена главному редактору Н. Сухову.

Надо сказать, что за творчеством Сухова я начал следить после появления его публикации в "Радио" про корректор для виниловых вертушек. Он мне очень понравился, и я его повторил. Но печатку я сделал раза в 4(!) меньше, что немаловажно для такого чувствительного устройства. Были и раньше его публикации на магнитофонную тему - "Как улучшить параметры магнитофона" и цикл статей по измерительной технике. И по мере появления его новых публикаций мне все больше хотелось бы с ним познакомиться поближе. Однако редакция "Радио" из адресов авторов делало военную тайну, и раздобыть нужный адрес было совсем непросто. Тем не менее адрес был получен и отправлено письмо, но оно почему-то не дошло…

В это время начали набирать силу кассетники, появились в продаже импортные кассеты, причем различных фирм! Захотелось сделать стационарный кассетник, что и было сделано через некоторое время. Надо сказать, что в те времена отношение к кассетникам было довольно скептическое. Не последнюю роль играла низкая скорость и кассеты МК-60. Но на импортных кассетах звучало уже гораздо лучше. Частично это объяснялось тем (как я позже выяснил), что им нужен был ток подмагничивания больший, чем для МК-60, а значит и высокие писались с бОльшим уровнем. Достойную запись можно получить и на МК-60. Многие не верили, пока я не демонстрировал им снятые частотки и давал прослушать. Примерно в это время появляется первая статья Сухова о динамическом подмагничивании. Вначале я ее воспринял скептически, но автору удалось убедить в статье железными аргументами в ее эффективности. С тех пор я применял СДП во всех своих аппаратах в самых разных модификациях. Уже тогда я применял для стирания свой ГСП, а СДП формировалась уже другими каскадами. Была отправлена статья на эту тему в "Радио", но мне вежливо отказали, мотивируя это тем, что Сухов готовит материал по САДП, который появился позже в "Радиоежегоднике".

Познакомился в это время (середина 80х годов) с одним крутым кренделем, которому возили аппараты из заграницы. Интересна сама история знакомства. Был у него Akai 646, который я видел только на картинках. И вот этот аппарат уронил его маленький сынишка, причем аппарат упал "мордой" вниз и погнулись диски левого и правого узлов (что стоят внизу, на них еще поводки для ленты укреплены). Ну состояние его можно понять - такой аппарат и "фейсом об тейбл"! В общем оказалось, что у нас с ним был общий знакомый, который и порекомендовал меня. В общем я ему выточил сии диски, не хуже фирменных, только с обратной стороны можно было увидеть, что это не фирма - там была еще фрезеровка, которую я сделать не мог. Вот так я смог потом быть в курсе импортной техники, притом вживую. Появился у него очередной Akai, но кассетник, который уделывал катушечный 646! Я сам этому не верил, пока не прослушал. Надо сказать, что с ушами у этого кренделя было все в порядке. Как-то принес мне Technics с двумя тонвалами, dbx, прочими наворотами и говорит, что вот все хорошо, но когда запишешь кассету полностью, то на первой стороне в правом канале звук чуть тише становится. После проверки на измерительной аппаратуре оказалось, что это "чуть тише" было… 1дБ(!). Стирающая головка была по высоте неточно выставлена. С того времени я уже распрощался с катушечником. Последняя капля была - когда в 87 году купил две ленты, а после того, как прошла половина ленты, начинался страшный писк (ну как в МК-60).

За время работы в наладке у меня было 2 авторских свидетельства (шеф был как автор, а я - соавтор). Но в разработке одного аппарата я принимал довольно активное участие. В наладке проработал 7 лет, а потом ушел.

В это время была у меня грандиозная "халтурка" - принесли вертушку знаменитой фирмы Dual с прямым приводом, в котором стояли датчики Холла. И вот они самые и "полетели". А тогда эти датчики были ужаснейшим дефицитом, и были только в исследовательских институтах. В физтехе, где я когда-то работал, тоже применялись. Но их параметры никак не подходили к двигателю. Ну раз этот вариант не подходит - значит надо придумывать какой-то другой способ. Подсказку я нашел в "Радио" - там была статья Щербака по вертушке с емкостными датчиками как в двигателе, так и в тонарме. Ну вот, используя этот принцип, удалось установить емкостные датчики для движка, ну а схему уже пришлось самому разрабатывать для привязки к особенностям Dual'а. Когда пришел заказчик - он просто не мог поверить, что это опять все крутится и работает нормально! За что щедро заплатил.

Наступило время кооперативов и малых предприятий. Вот на одном из них я и работал. Чего только не делали: и лазерные "дипломаты" для врачей, аппаратуру для экспресс-анализа на углерод, видеонаблюдение, автомобильную сигнализацию, электронные счетчики для электротранспорта. Причем многие приходилось делать с нуля. Проработав 2 года я стал на нем аборигеном - такая текучка кадров была. А потом началась дикая инфляция и песенка "денег нет, подождите…". Начал искать место со стабильным заработком. В результате чего… вернулся на телецентр, где и работаю по сей день по ремонту звуковой аппаратуры.

Было сделано 2 суперкассетника, детали ЛПМ тоже сам вытачивал. Было 2 тонвала и попытка сделать прямой привод, как у Akai. Надо сказать, что сам привод работал нормально, но давал нехилую наводку 22,5Гц от вращающегося магнита. Экранировка давала результат, но не такой, чтобы совсем убить их. Мой аппарат по качеству мог уделать практически любой импортный. Было и САДП, и раздельные каналы стирания и подмагничивания, системы Dolby B, C, а позже и dbx, который мне любезно предоставил Сухов при личном знакомстве еще в 93 году!

Прошло через меня несколько VHS маг-нов, и некоторые были без счетчика времени, который я уже встраивал самостоятельно. Было когда-то желание сделать счетчик реального времени для аудио кассетников, как в Akai 7, 9. Но потом и кассетники постепенно ушли в тень, уступая место цифровой записи, так что надобность в нем отпала.

Еще могу сказать, что я никогда не копировал 1:1 какую-либо схему. Брал ее основу, а потом уже адаптировал к своим потребностям. А кое-что приходилось разрабатывать и самому. Например, блок цифрового управления для ЛПМ, сначала на 155 серии, а позже на 176 и 561. Подобных схем нигде не было. Что-то похожее, конечно было, но реализация оставляла желать лучшего, с моей точки зрения. Делал блок управления и на 145 серии. Она отлично подходит для катушечников. Но был один мелкий и досадный нюанс - отсутствие режима "пауза", что выливалось в несколько дополнительных корпусов 561 серии. Ну и сопряжение 145 с 561 сериями тоже не такая уж простая задача. Но она довольно легко решается, если "перевернуть" саму микросхему так, чтобы ее вывод на -27В стал землей. В работе мне она не очень понравилась - питание высокое, а тактовая частота пытается пролезть во все дырочки. Еще все кассетники у меня были с таходатчиком на маховике, а двигатель управлялся от схемы с частотным детектором, а не от дешевых РЧВ.

А в 2000 году начался для меня компьютерный период. Была приобретена по дешевке 386 машина с монитором EGA, как мне казалось с отличной картинкой. Надо сказать, что в компьютерах я был не просто чайником, а суперчайником - мог только включить и выключить, - все! Ну дочки мне немного помогли разобраться. А еще английский язык! Изучал в школе немецкий, и довольно легко мне давался, а когда учился в ДПИ - таких как я в группе было двое. На контрольных работах одна половина группы возле меня кучковалась, а другая - возле него. Но еще, когда дочка училась в школе - ей английский тяжело давался, мне приходилось вместе с ней учиться. Ну а чтобы проверить урок или объяснить что-либо - надо было самому что-то знать, да еще немного наперед. В общем английский в объеме школы мы выучили. Компьютерный английский - немного другой, но все равно пригодилось. В общем теперь я почти свободно работаю в англоязычных прогах, так что наличие русификатора для меня не обязательно, хотя и желательно (если не глючит). Ну так вот. Поскольку я был суперчайником я боялся что-то трогать на диске. Поэтому был вызван "спец" для чистки компа и установки операционки. Он глянул на содержимое диска, схватился за голову и сказал, что легче отформатировать и все по-новой сделать. Как бы не так! Грохнул он довольно быстро, DOS тоже быстро поставил, а вот когда дошло до винды - стоп! Дело в том, что раньше стояла Windows 3.1, а новый дистрибутив был 3.11, а он уже не поддерживал мониторы EGA. Пытались ставить Windows 95 - тоже полный облом, по той же причине. В общем "спец" просидел у меня весь день, так в результате ни хрена не сделав. А потом стал бояться моих звонков и ушел в глубокое подполье. Тогда я понял, что надо самому все изучать. Ну вот, поначалу DOS изучил понемногу, особенно файлы конфигурации, которые для меня были образчиками чуть ли не высшего пилотажа. Освоил потихоньку Norton Commander и он довольно долгое время он меня устраивал. Но винда 3.1 никак не хотела ставиться. Как потом я выяснил, что пользовался загрузочной дискетой от Windows 95, которая и тормозила установку 3.1 версии на каком-то этапе. Но это я потом понял, а тогда для меня это было полнейшей загадкой. Да еще как-то раз комп отказался грузиться - шок был полнейший! В общем 386 у меня недолго побыл - сменял на 486, и монитор тоже поменял, а еще через какое-то время перешел на Pentium 100. Вот на нем сидел уже достаточно долго. Винтов (HDD) тоже кучу сменил. Зато научился с ними работать. И вот был у меня на P100 винт аж 3,2 гига! И хватало, и еще на этой машине оцифровал свою катушечную фонотеку. Да, конечно, работало медленно, но уверенно и без глюков. И на такой машине уже можно было записывать CD.

Освоил Windows, вначале 95, а потом и 98, притом на уровне продвинутого юзера. Потом пришел черед и Windows XP - долго на нее не переходил. Но появились проги, нужные для меня, а работать хотели только в NT системах, так что пришлось на XP перейти, а к этому времени уже и SP1 вышел. Большую роль в моем компьютерном образовании произвел интернет. Я нашел несколько рассылок типа "вопросы-ответы" и подписался. В начале я только читал, а со временем и сам начал отвечать на многие вопросы, что до сих пор делаю. Надо сказать, что и среди отвечающих сильных знатоков мало, довольно часто ответ на все вопросы - "переставь винду". В общем результат вы можете видеть по моим статьям в "Радиохобби" на компьютерную тематику.

Потом настал черед и цифрового видео. Вначале была просто покупка фильмов, в основном старых. И тут выясняется, что к звуку на видео относятся просто наплевательски. Или уровень крайне низкий, или с огромными шумами от старой пленки, или с фоном…В общем начал осваивать редактирование звука для этих целей. С обычным аудио уже было все понятно, а вот из видео надо вытащить звук, а потом уже новый вставить, а иногда и видео отредактировать А потом появилась задача оцифровать домашнюю видеотеку, чем и занимаюсь время от времени.



Мои разработки и статьи
Документация, литература
Реальные случаи, порой забавные
Фотографии
Supertape
Crossover
Soft & links

Напишите мне

 

Hosted by uCoz